Оплата проезда в общественном транспорте, ее формы и виды, непрерывно эволюционирует в сторону увеличения количества способов, которыми производится прием денежных средств населения. Начавшись с наличных к возможным способам оплаты на транспорте прибавились электронные проездные и банковские карты. В последнее время все активнее на транспорте происходят попытки внедрить оплату QR-кодами, хотя и признаем, что это далеко не самый популярный вид платежа сейчас. А вот банковские карты (куда мы включаем и оплату привязанными к мобильным устройствам токенами этих карт) являются одними из самых удобных и быстрых способов оплаты проезда.
Действительно, мобильный телефон под рукой есть практически у каждого человека. Многие, заходя в автобус или троллейбус, уже держат его в руках. И все больше телефонов на рынке, даже в бюджетном сегменте, обладают NFC чипом. Однако ясно также, что проникновение оплат банковскими картами довольно сильно должно зависеть от технологичности перевозчика, который должен обеспечить весь свой подвижной состав средствами приема банковских карт и психологической инерции населения, которому нужно поменять свои привычки в вопросе способа оплаты. Было бы любопытно поэтому посмотреть отличие структуры оплаты проезда в крупном и небольшом городах. Также интересно проследить динамику проникновения оплат банковскими картами в небольшом городе.
Но для рассмотрения отмеченных выше ситуаций необходимо иметь полную статистику оплат на транспорте. У ООО «МСТ Компани» есть собственное решение – платежная платформа JoinPay одной из частей которой является транспортно-карточный комплекс JoinPay «Транспорт», обеспечивающий практически все потребности перевозчика по внедрению приема и учета на транспорте наличных, безналичных оплат, оплат по проездным (или встраивание в любую уже существующую инфраструктуру проездных), оплат по QR кодам. При этом комплекс обеспечивает полную прозрачность всех платежей и любую отчетность или аналитику транспортных потоков и может служить большим подспорьем для расчета транспортной сети города.
Рассмотрим структуру оплат в среднем за последние три месяца 2020 года по перевозчику «Деловой Квартал» г. Екатеринбурга, который использует платформу JoinPay «Транспорт». При этом выключим из рассмотрения QR-оплаты как не пользующиеся популярностью (их доля не набирает и процента в общей структуре платежей).
Тип оплаты
Соотношение
Наличные
22,9%
Безналичные
77,1%
Таблица 1. Структура оплат на транспорте в крупном городе.
Видно, что почти 80% отплат приходится на безналичный способ оплаты. Если же мы возьмем данные по нескольким перевозчикам из г. Каменска-Уральского Свердловской области, то картина распределения выглядит совершенно иначе.
Тип оплаты
Соотношение
Наличные
91,2%
Безналичные
8,8%
Таблица 2. Структура оплат на транспорте в небольшом городе.
Виден огромный потенциал перехода на безналичный расчет в городах с населением порядка 100-200 тысяч жителей. Отметим, что это средняя картина и она довольно сильно зависит от конкретного рейса. Так, есть рейсы, где процент безналичных оплат в Каменске-Уральском доходит до 15, но в целом и это отличие не искажает ситуацию кардинально.
Оценим также динамику безналичных оплат в Каменска за вторую половину 2019 года – первый квартал 2020.
В целом видно, что доля безналичных оплат растет, но крайне медленно. От 7-8 процентов в начале интервала рассмотрения за полгода эта доля выросла до 9-10 процентов в среднем.
Значительным стимулом к улучшению ситуации с процентом безналичных оплат может служить различные бонусные акции, проводимые платежными системами. Например, с 01.03.20 на автобусах «Делового квартала» была проведена специальная акция, в рамках которой при бесконтактной оплате картой стоимость проезда уменьшалась на 10%. Результаты акции хорошо иллюстрирует следующий график
Хорошо видно, что практически с момента старта акции в начале марта доля оплат по картам стала неуклонно расти и к середине марта достигла практически 75%, то есть рост составил порядка 20-25%.
Резюмируя сказанное выше можно сказать, что в целом оплата безналичным способом на транспорте в небольшом городе развита еще довольно плохо в отличие от городов-миллионников. Это связано в основном с тем, что перевозчики еще сами плохо осведомлены как лучше внедрять новые способы приема платежей, как правильно информировать пассажиров, чтобы они могли оплачивать удобным для них способом, но сильна и людская инерция в привычках к оплате наличными на транспорте.