Оптимизация процесса учета SIM-карт установленных в POS-терминалах. Пример внедрения.

В функционал служб технического обслуживания устройств самообслуживания (Банкоматы, информационно-транзакционные терминалы) и POS-терминального оборудования как правило входит ежегодная инвентаризация эксплуатируемого оборудования.

Наверняка многие из Вас кто читает наши статьи участвовали в процессе инвентаризации в Банке. Но, думаю, немногие проводили инвентаризацию SIM-карт в POS-терминалах и УС. А зачем нам точно знать, где находится каждая «SIM-карта»?

  • Во-первых, чтобы выявлять SIM-карты, которые не используются, не установлены в оборудовании. Их можно выводить из договора с оператором сотовой связи. Учитывая, что есть SIM-карты, на которых идет абонентская плата, это дает реальную экономию.
  • Во-вторых, для корректного разнесения затрат по подразделениям, в соответствии с требованиями экономистов и бухгалтерии. Это в конечном итоге влияет на более точное составление годовой сметы.
  • В-третьих, для оперативного устранения инцидентов с операторами «Большой тройки», ну или уже «Большой четверки». При локальных или масштабных проблемах оператору необходимо предоставить абонентский номер, на котором возникли проблемы, и адрес местонахождения SIM-карты для локализации проблемы, что существенно ускоряет восстановление сервиса.

При проведении аудита эксплуатируемых эквайринговых сетей, мы часто видим, что единственным источником получения информации о местонахождении SIM-карт являлся «акт приема передачи», оформляемый при установке терминала в торгово-сервисной точке, или «акт ввода в эксплуатацию» устройства самообслуживания. Процесс инвентаризации SIM-карт в таком случае требует существенных трудозатрат: необходимо посетить каждую торгово-сервисную точку (ТСТ) локально и выписать данные с каждой единицы оборудования, а позже, уже в Банке, разнести данные в учетные системы.

Кроме того, регулярное перемещение оборудования в связи с возникновением неисправностей, переездом торговых точек, закрытием и открытием новых магазинов приводило к появлению ошибок в процессе учета местоположения SIM-карт.

По итогу данные были, но их актуальность стремительно ухудшалась. С таким положением вещей надо было что-то делать.

Что делать?

Мы провели анализ и выявили возможность автоматически получать информацию о местоположении SIM-карт.

Реализация технологии по сбору информации была проведена в два этапа.

На первом этапе работ был разработан скрипт в ПО POS–терминалов, который обрабатывает диагностические команды GSM-модема, и произвели внедрение ПО FrontLineSMS для агрегирования SMS-трафика отправляемого POS-терминалами. Но само по себе это не решало проблему — информации полученной с помощью FrontLineSMS недостаточно для того, чтобы однозначно определить местонахождение POS-терминала и находящейся в нем SIM-карты.

Для создания конечного отчета необходимо проводить сверку отчета из FrontlineSMS с выгрузкой зарегистрированного в процессинговом центре оборудования.

Для этого на втором этапе работ разработан соответствующий скрипт. Скрипт анализирует всю отчетность, сформированную FrontlineSMS на основании SMS-сообщений, полученных от POS-терминалов, а затем актуализированную информацию по SIM-картам сверяет с выгрузкой из процессинговой системы.

В результате формируется отчет с номером телефона технологической SIM-карты, регистрационным номером POS-терминала и адресом места установки. Теперь для проведения инвентаризации и получения актуального отчета по нескольким тысячам SIM-карт требуется не более двух минут.

Что в итоге?

Предварительные расчеты показали, что экономический эффект по проекту достигает несколько миллионов рублей, а данные полученного отчета позволяют производить выверку всех технологических SIM-карт по заключенным договорам с операторами связи.